Исцеление или новое рождение.

Иерей Алексей Анисимов: «Крещенская вода – великая святыня». Иерей Алексей Анисимов: «Крещенская вода – великая святыня».
 // Автор: Настоятель храма вмч. и целителя Пантелеимона села Пады иерей Алексей Анисимов.
№6 от 18.01.2018
по материалам: http://selniva.ru/tema-dnya/2018/006/istselenie-i-novoe-rozhdenie.html

19 января Православная Церковь отмечает один из двенадцати главных праздников – Крещение Господа нашего Иисуса Христа в водах реки Иордан.
Спасение человека от греха

О событии Крещения повествуется во всех четырех Евангелиях (Матфей 3:13-17; Марк 1:9-11; Лука 3:21-23; ср. Иоанн 1:33-34). На 30-м году Своей земной жизни, перед выходом на проповедь, Господь наш Иисус Христос призошел на реку Иордан, к Пророку Иоанну, для того чтобы принять Крещение. Святой Иоанн Предтеча проповедовал покаяние и крестил приходивший к нему народ в знак очищения от грехов.

Богоявлением праздник называется потому, что при Крещении Господа явилась миру Пресвятая Троица. Бог Отец возвещал с небес о Сыне, Сын крестился в священной реке Иордане от святого Пророка и Предтечи Иоанна, и Дух Святой сошел на Сына в виде голубя. Бог Свет явился просветить «сидящих во тьме… и тени смертной» (Мф.3, 16) и спасти падший человеческий род.
Крещение Господа нашего Иисуса Христа находится в тесной связи со всем Его делом спасения человека от греха, проклятия и смерти, оно составляет решительное и полное начало этого служения.
Крещение на Иордане подает нам, людям, оставление грехов, просвещение, воссоздание человеческого естества, свет, обновление, исцеление и новое рождение.

Пример смирения
и послушания

Крещение Христа Спасителя фактически явилось основанием данного после Его Воскресения и Вознесения благодатного способа возрождения водою и Духом в Таинстве Крещения. Здесь Господь показывает Себя Основателем нового, благодатного Царства, в которое, по Его учению, нельзя войти без Крещения (Мф. 28: 19–20). Троекратное погружение в воду (верующего во Христа) в таинстве Крещения изображает смерть Христову, а исхождение из воды – приобщение тридневному Его Воскресению.
При Крещении Господа во Иордане открылось людям истинное Богопочитание, была явлена до тех пор неведомая тайна Троичности Божества, тайна о Боге Едином в трех Лицах, открылось поклонение Пресвятой Троице. Крестившись от Иоанна, Господь исполнил «правду», то есть верность и послушание заповедям Божиим.
Святой Иоанн принял от Бога повеление проповедовать покаяние и крещение во оставление грехов, проповедовать пришествие в мир Спасителя. Как человек, Христос должен был исполнить эту заповедь и, следовательно, креститься от Иоанна. Этим Он подтвердил святость действий Пророка Иоанна, а христианам на вечное время дал пример смирения и послушания воле Божией.

Праздник просвещения

Праздник Богоявления известен с первых веков христианства и особое распространение получил в начале III века. Первое упоминание содержится в «Строматах» Климента Александрийского.
Богоявление долгое время праздновалось вместе с праздником Рождества Христова. И лишь после IV века эти праздники стали самостоятельными. Одновременно с разделением праздников Рождества и Крещения в IV веке на востоке к 19 января было приурочено крещение оглашенных (тех, кто готовился стать христианином), в связи с чем возник обычай освящать воду в этот день. Поэтому праздник получил также название Просвещения, праздника светов, поскольку Спаситель явился просветить «сидящих во тьме и сени смертной» (Матфей 4:16).

Богослужебное празднование

В праздновании Крещения много общего с празднованием Рождества Христова. Канун, или Навечерие праздника, называется Сочельником. Это день строгого поста получил свое название от постного блюда, которое разрешалось вкушать после Вечерни – сочива. Сочиво – взвар пшеницы с медом, кутья. В сам день Сочельника в храмах служится Вечерня и Литургия Василия Великого, после которой совершается «великое освящение воды» с пением тропаря «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи…».
Освящение воды также совершается и в сам день праздника Богоявления, на источниках, реках и колодцах; выход на реку для освящения воды именуется «хождением на Иордань». Освященная в праздник вода называется Богоявленской (Агиасмой). Она не портится в течение всего года и является великой святыней. Церковь употребляет ее для окропления храмов и жилищ, а также назначает пить ее тем, кто не может быть допущен к Причащению.
Праздничное водоосвящение получило свое начало в
Иерусалимской Церкви еще в IV-V веках и совершалось только в ней. В Иерусалиме был обычай выходить на реку Иордан для воспоминания Крещения Спасителя.
К Х веку чин водосвятия на Богоявление появляется в Византии. На Западе уже в средние века прочно утвердился обычай вспоминать Крещение Господне 6 января одновременно с воспоминанием события поклонения Богомладенцу Христу волхвов, которому уделялось главенствующее место: сам праздник именовался только Богоявлением. После 2-го Ватиканского собора Католическая Церковь стала праздновать Крещение Господне отдельно от Богоявления (за которым сохранилось только значение события поклонения волхвов) в первое после него воскресенье.

О крещенской воде

Крещенская (Богоявленская) вода (Агиасма) – великая святыня. Не стоит искать разницу между водой, освященной в Сочельник, и в сам день праздника. Эта вода равноценна. После освящения ее раздают прихожанам, которые с благоговением окропляют ей свои жилища и хозяйственные постройки. С благоговением и молитвой употребляют Крещенскую воду по утрам, после молитвенного правила. Дают ее больным. Святитель Лука (Войно-Ясенецкий), прославленный хирург, называет святую воду великим лекарством для тех, кто с верою и благоговением прибегает к ее помощи.
Долгое время некоторыми довольно неразумными богоборцами распространялось мнение, что Крещенская вода обладает целебными свойствами и долго хранится из-за того, что ее освящают серебряным крестом. Именно ионы серебра, которые попадают в воду, делают ее полезной для здоровья. Этот миф уже давно развенчан. Ионы серебра на благодатные свойства освященной крещенской воды не влияют.
Во-первых, серебряные кресты используются священнослужителями не везде и не часто. В основном воду освящают медными, позолоченными, никелевыми и деревянными крестами. Во-вторых, крест опускается в воду всего на несколько секунд, а если учесть площадь открытого водоема и его проточность, то говорить о воздействии каких-либо частиц не приходится.
Православная Церковь говорит о другом – вода в день Крещения Господня освящается благодатью Самого Господа Бога по молитвам священнослужителей, а для проявления ее целебных свойств необходима, прежде всего, искренняя вера человека.

Подарите доброту ближним

Распространен обычай в этот день купаться в проруби и поверье, что с того, кто искупается в день Крещения, смываются 40 грехов. Надо сказать, что это совсем не так. Грехи искупаются искренним покаянием в Таинстве Исповеди и упорной борьбой со своими страстями, жизнью по заповедям и милосердием к ближним.
Что касается непосредственно купания, то и оно не всегда бывает полезным. Надо помнить, что это сильная встряска для всего организма, и не все могут в этом участвовать. К примеру, людям с сердечными заболеваниями такое купание может стоить жизни. Самым лучшим, что мы можем сделать для своей души в этот святой день, пойти в храм на Богослужение, причаститься Святых Христовых Таин и подарить частицу своей любви и доброты ближним.
#Источник: «Сельская нива»