Память святителя Николая Чудотворца. 22.05.2018г.

9/22 мая. Прор. Исаии (VIII до Р. Х.). Мч. Христофора Ликийского (ок. 250). Перенесение мощей свт. и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар (1087). Прп. Иосифа Оптинского (1911). Прп. Шио (Симеона) Мгвимского (VI) (Груз.).

ПЕРЕНЕСЕНИЕ МОЩЕЙ СВЯТИТЕЛЯ И ЧУДОТВОРЦА НИКОЛАЯ ИЗ МИР ЛИКИЙСКИХ В БАР.

В XI веке греческая империя переживала тяжёлое время. Турки опустошали её малоазийские владения, разоряли сёла и города, убивали их жителей. Враги сопровождали свои жестокости оскорблением святых церквей, икон, мощей и книг. Мусульмане покушались уничтожить мощи святителя Николая, которого глубоко чтил весь христианский мир.

В 792 году калиф Аарон Аль-Рашид послал начальника флота Хумейда на разграбление острова Родос. Опустошив его, Хумейд направился в Миры Ликийские, намереваясь взломать гробницу святителя Николая. Но вместо неё он вскрыл гробницу, которая стояла рядом. Как только святотатцы сделали это, на море началась страшная буря и все их суда были разбиты.

Осквернение святынь приводило в возмущение не только восточных, но и западных христиан. Особенно переживали за мощи святителя Николая. итальянские христиане, среди которых было немало греков. Жители города Бар, который расположен на берегу Адриатического моря, приняли решение спасти мощи святителя Николая.

В 1087 году венецианские и барские купцы прибыли в Антиохию для торговли. И те, и другие намеревались на обратном пути забрать мощи святителя Николая и переправить их в Италию. Жители города Бар опередили венецианцев и первыми высадились в Мирах. Они послали вперёд двух человек, которые, возвратившись, оповестили, что в городе всё тихо, а в храме, где покоится величайшая святыня, им встретились лишь четыре монаха. Немедленно 47 человек, вооружившись, отправились в церковь святителя Николая. Монахи-сторожа, ничего не заподозрив, указали им помост, под которым была скрыта гробница святого, где, по обычаю, чужестранцев помазывали миром от мощей святителя. Монах рассказал при этом, что накануне святитель Николай явился одному старцу. В этом видении он повелевал как можно бережнее хранить его мощи. Рассказ воодушевил барян, они увидели соизволение Божие и как бы указание самого святого. Чтобы облегчить свою миссию, они рассказали монахам о намерениях и предложили им выкуп – 300 золотых монет. Сторожа от денег отказались и попытались известить жителей о грозившем им несчастии. Но пришельцы связали их, а у дверей поставили своих сторожей. Баряне разбили церковный помост, под которым стояла гробница с мощами. В этом особенно старался юноша Матфей, который хотел как можно скорее обнаружить мощи святителя. Горя от нетерпения, он разбил крышку, и баряне увидели, что саркофаг наполнен благоуханным святым миром. Соотечественники барян, пресвитеры Дрого и Лупп, совершили литию, после которой тот же Матфей извлёк из переполненного миром саркофага мощи святителя Николая. Это происходило 3 мая (20 апреля по старому стилю) 1087 года.

Из-за отсутствия ковчега пресвитер Дрого завернул мощи в верхнюю одежду и вместе с барянами перенёс их на корабль. Когда монахи смогли освободиться, они сообщили городу печальную весть о похищении иностранцами святых мощей. На берегу собрались толпы народа, но было поздно…

21 мая (8 мая по старому стилю) корабли прибыли в Бар, и весь город стремительно облетела радостная весть. На следующий день, 22 мая (9 мая по старому стилю), мощи святителя Николая были торжественно перенесены в храм Святого Стефана, находившийся неподалёку от моря. Торжество перенесения святыни сопровождалось многочисленными чудотворными исцелениями больных, что побуждало к ещё большему благоговению к великому угоднику Божию. Год спустя был построен храм во имя святителя Николая, его освятил папа Урбан II.

Событие, связанное с перенесением мощей святителя Николая, вызвало особенное почитание святого и ознаменовалось установлением особого праздника 22 мая (9 мая по старому стилю). Сначала праздник перенесения мощей святителя Николая отмечали исключительно жители итальянского города Бар. Другие страны христианского Востока и Запада его не приняли, несмотря на то что о перенесении мощей было известно широко. Это объясняется свойственным Средним векам обычаем чествования прежде всего местных святынь. Помимо этого, Греческая Церковь не устанавливала празднования этой памяти, так как потеря святых мощей для неё была весьма печальным событием.

Русская Православная Церковь установила празднование памяти перенесения мощей святителя Николая из Мир Ликийских в Бар 22 мая (9 мая по старому стилю) вскоре после 1087 года на основе уже упрочившегося глубокого почитания русским народом великого Божия угодника. Это почитание перешло к нам из Греции наряду с принятием христианства. Слава о чудотворениях, который святитель Николай явил на море и на земле, была известна русскому народу широко. Их обилие и неистощимая сила указывают на особую благодатную помощь великого святого страждущему человечеству. Образ святителя, всесильного чудотворца-благотворителя, стал особенно дорог сердцу русского человека. Он вселил глубокую веру в него и надежду на его помощь. Бесчисленными чудотворениями ознаменовалась вера русского народа в неоскудеваемую помощь Угодника Божия.

по материалам: pravoslavniy-calendar.ru